ПУБЛИКАЦИИ

«Спасибо тебе, Адриано!», 2012

Ирина Файт. 21 февраля 2012 г.

Адриано Челентано в Сан-Ремо 2012

19 февраля 2012 год, в Сан-Ремо идёт снег... большой, крупный, пушистый и везде становится тихо. Молодая журналистка стоит с микрофоном около входа в святая святых итальянской поп культуры - театра Аристон и пытается рассказать о том, что было накануне. Она взволнована, как и многие там сейчас в далёкой - близкой мне Италии. Я пытаюсь уловить каждое слово и разобраться что же произошло.. что же было на самом деле? Сон ли это? Накануне ночью пересмотрены все страницы в интернете, прочитано всё что было возможно прочитать, но определённого мнения так и не сложено. Похоже не только у меня.

1. Сан-Ремо - город песни

Этого события ждали многие. Ещё чуть ли не за пол года начались разговоры, домыслы, слабые надежды на то что он БУДЕТ!!! Он наконец приедет, после 50 лет своего сольного выступления в этом городе, когда его совсем ещё мальчика специальным приказом Министра обороны "засылают" на фестиваль взорвать его изнутри. Коротко постриженный солдатик одевает чёрный костюмчик, спокойно развязано выдаёт буги-вуги и даже умудряется повернутся к публике спиной, шокировав при этом всех сеньоров разом. Его второе место на фестивале вызвало огромное количество споров и даже стало предметом парламентского расследования. Тогда ещё конкурс проходит в самом казино, а не в зале "Аристон", как теперь .Туда конкурс песни и цветов переедет только в 1977 году и тогда же впервые будет транслироваться в цвете по телевидению.

Для самого Адриано будет несколько попыток штурмовать главную сцену страны ,но почти всегда это будет сопровождаться неудачами и даже несчастьями. Его визитная карточка "Парень с улицы Глюк" напрочь провалилась в 1966, не попав даже в число 14 финалистов, а в 1967 бывший участник его рок-группы Луиджи Тенко, приехавший в Сан-Ремо с роскошной песней "Прощай любовь прощай", будет найден в номере мёртвым. На следующий год новая большая неприятность. Введённое в 1953 году правило двойной интерпретации песни и оркестровки, приведёт к ссоре двух закадычных друзей-приятелей - Адриано и Дона Бэки (настоящее имя Aldo Caponi ), с которым они были не разлей вода, оба стояли у истоков возникновения "Клана" и оба схлестнулись в 1968 году за авторские права. В результате Челентано должен исполнить песню Бэки "Canzone". Он специально поёт её фальшиво, делая вид, что забыл слова. Но даже не смотря на это песня "Песня" заняла третье место. После нескольких исков в суде Дон и Адриано ни сказали друг другу ни слова. Молчание длится уже сорок четыре года.

Конечно Сан-Ремо будет повержен, но только в 1970 году и тогда, когда они уже поют вдвоём - он и его несравненная, обаятельная жена - Клаудия Мори.

А потом были бесконечные попытки организаторов и постоянные отказы. Казалось фестиваль перестал его интересовать, совершенно... и если другие входили на его сцену по пять-семь, а то и 14 раз (!!!), как Анна Окса, Адриано больше не появился в качестве конкурсанта.

За эти годы фестиваль менялся, как и сама жизнь вокруг. Пережил он и годы бурного расцвета и годы скандалов, затишья и даже "застоя" (больше 10 раз вел фестиваль Пиппо Баудо. Это целая эпоха в истории фестиваля даже получила название - "баудизм"). Конечно он подарил много звёзд и мы их знаем и любим, но тем не менее становился всё более скучен, всё более беден на таланты и постепенно превратился в жалкое зрелище, не праздника песни, а своего рода тотализатор постоянно мелькающих одних и тех же лиц. Особенным был год 2010 названный самым худшим за десятилетие.

2. Театр начался

Адриано Челентано и Джанни Моранди в Сан-Ремо 2012

Организаторы закусили удила. Заполучить любой ценой Челентано в этом году, тем более и повод есть - встретятся два друга Адриано Челентано и Джанни Моранди, который проводил свой третий фестиваль в качестве ведущего. С помощью Джанни и уговорить Адриа будет проще. Но с Челентано никогда не было просто. Он согласен приехать, но выдвигает свои условия, да ещё какие? До селе невиданные и даже дерзновенные, а именно:

Конечно РАИ охнули, но подумав немного решили, что игра стоит свеч, тем более другого такого шанса скорее всего уже не будет. И прежде чем стукнуть по рукам и подписать все контракты, неожиданно для всех объявили о гонораре, который Адриано получит в случае выступления. Вот это ход! А деньги прямо скажем не малые - 300 000 евро за один эпизод и 750 000 (максимально) в случае повторных эпизодов. Лично для меня это было откровением. До сих пор меня не ошарашивали суммами, которые зарабатывают "звёзды" и знать мне этого, если честно, не особо хотелось. Понятно, что больше меня, но оказалось намного больше. При небольших вычислениях это вышло приблизительно 10 000 в минуту. "Ничего себе" - сказала я , "ничего себе"- сказали итальянцы!!! Да ещё как активно удивились. Интернет запестрил постами негодования - "Страна в глубоком кризисе, а тут такие суммы, да за один вечер!"

Ответ Челентано можно было ожидать: "Успокойтесь, ребята! всё хорошо. ВСЕ деньги пойдут на благотворительные цели!" и даже для пущей успокоенности созвали пресс-конференцию, на которой (на полном серьёзе) зачитали списки этих самых нуждающихся и суммы, которые пойдут по всей стране. Одним словом театр начался...

3. Первое выступление

Адриано Челентано в Сан-Ремо 2012

Он получил ВСЕ свободы, которых требовал, а так же не малые деньги. Теперь только шоу, то, что ожидает РАИ, спасение фестиваля, поднятие рейтингов и конечно его песен (это уже не РАИ, это уже мы зрители в предвкушении). Отказаться теперь нет возможности. Деньги распределены, итальянцы застыли в ожидании. Я могу представить тот груз, которые навалился на этого, пожилого человека. Не только достойно выступить, но и создать скандал или скандальчик, как получится.

И вот 15 февраля - первый день фестиваля. В назначенный час засвистели снаряды, полетели самолёты (военная хроника) попадали танцоры, изображая труппы. Немного неожиданно, но понимая, что это видимо Челентано врезается в скучные ход фестиваля, я улыбаюсь и жду интригу... И она состоялась! Может не совсем так, как я могла представить, но всё же. Он появился как будто из под земли, просто возник на сцене в сером плаще от Армани, серо-синей рубашке - моложавый, седой но вполне бодрый для семидесяти четырёх летнего старца. Немного напряжённое лицо, румянец и постоянно, неизменно присутствующий стакан воды в руках (его визитная карточка последних лет).

Челентано начинает свой монолог и говорит долго и много, как во все свои выходы в последние годы. После его последней передачи "Рокполитик", когда он впервые коснулся меня, как зрителя, привлекая к разговору о политике, теперь я не удивляюсь ни чему, я понимаю что эта тема его стала волновать. Человек Возрождения, как его где-то назвали. То есть тот из числа Великих Итальянцев - Леонардо, Микеланджело, Рафаэль.. потом Филинни и теперь он! Почему Возрождения? Да потому, что Италия редко, но метко дарит миру таких сынов, которые не только блистают талантами, но и имеют свою гражданскую позиции направленную на возрождение своей страны, каждый в своей области.

Адриано Челентано в Сан-Ремо 2012

Речь на первый взгляд не связанна между собой и мне даже кажется, что я листаю передовицу какой то итальянской газеты: На первой полосе о кризисе, на второй об итальянских политиках, о суверенитете, о нынешнем правительстве, потом о цензуре на государственном телеканале RAI, затем о каких то газетах "Христианская семья" и "Avvenire", которые должны быть закрыты.. и кстати надо завтра посмотреть кого он назвал идиотом, который говорит глупости, некий Aldo Grasso?.. Да-да за всем этим я забыла сказать, что он спел и даже 5 песен + одну из своего нового альбома "Facciamo finta che sia vero " (Представим что это правда) выпущенный на радость всех поклонников в ноябре 2011 года. Я не могу сказать хорошо или плохо спел . Мне понравилось (как всегда) точнее судить экспертам.

4. Скандал

16 февраля редактор газеты "Avvenire" - Marco Tarquinio, как говорится, проснулся знаменитым. Его неожиданно стали приглашать на телепередачи и в различные газеты для интервью, которые он не привык давать, судя по всему. "Почему Челентано набросился на Вас? ", "Он призывает закрыть вашу газету за лицемерие и излишнюю увлечённость политикой". Как оказалось, мне, и многим итальянцам ничем особым эта газета (как и другая) не занималась. Эта обычная католическая журнал-газета, довольно популярная, как мне стало позже известно. Как и "Христианская семья" выпускаемая союзом эпископов печатала различные материалы о людях, жизни в стране и мире и прочем, естественно, со своей католической точкой зрения.

"Единственное, что мне приходит в голову " - отбивается бедный Марко, "что мы опубликовали материалы о благотворительности и немного задели те суммы, которые выплачивают в нашей стране таким шоуменам, как Челентано, видимо его это задело. "Да уж!!! призыв закрыть газеты критиковавшие его, как персону это конечно круто и реакция пошла по стране мгновенная. Не было ни одного издания культурной и политической жизни Италии, которое в этот день не написала гневного отклика на прошедший вечер. Но мы же ждали скандала - мы его и получили. Не забываем: Туда куда идёт Челентано - туда идёт скандал! Пора бы привыкнуть за 55 лет его громкой карьеры. Особенно доволен РАИ, рейтинги которого за многие годы поползли наконец наверх.

Адриано Челентано в Сан-Ремо 2012

Я немного переживаю за Адриано. Сегодня все говорят о том, что он должен публично извиниться и что сводить свои личные счёты за 10 000 евро в минуту не очень хорошо. Как и не хорошо называть ведущего критика Альдо Гроссо (того самого кто говорит глупости в "Corriere della sera") - дураком, только за то, что он делает свою работу. Собственно критика это его хлеб, он должен критиковать всех и вся до самой пенсии, ничего не поделаешь - работа такая. Я почему то хочу представить, что Адриано садится вместе со своими агентами, импресарио, адвокатами, которые уже долгие годы воплотились в лице одного единственного человека, а именно его несравненной жены - Клаудии Мори и она скажет ему по доброму: "Надо завтра извинится! Обязательно надо. Ну кто, дорогой, поверит тебе бравому католику, который написал и спел в своей жизни столько песен на тему о Боге и даже сыгравшим самого Иисуса Христа во плоти? Ты с вечным крестом на груди, как преданный христианин, распинавший себя в фильмах не один раз - хочешь воевать с Ватиканом? Никто и никогда в этой стране не поверит в такой фарс. РАИ поступили не красиво озвучив гонорары и заставив тебя таким образом присутствовать в этой скучной пьесе - Ты отплатил ему не очень красивым скандалом. Мы квиты! Надо закончить всё и желательно позитивно".

Что же сделает это могучий старик? Будет ли он продолжать разговор с простыми католиками о недостатках в церкви или просто выйдет и споёт пару песен, оставив всё как есть? Последний вечер фестиваля должен расставить всё по своим местам.

5. Второе выступление

Неизменный своим принципам и убеждениям (на зло всем кстати) он выходит в заключительный вечер фестиваля. Его приветствует публика и верный друг Джанни, которые за эти четыре дня намаялся вытягивать каждый вечер это "зрелище" какими то шутками и сценическим флиртом с Иванкой Мразовой, его соведущей, а так же товарищем по несчастью, актёром Рокко Папалео.. встречает его радушной улыбкой, как может улыбаться только Джанни.

Адриано Челентано в Сан-Ремо 2012

Начав своё выступление Челентано конечно ещё не знает, что его резко оборвут. На той самой сцене, в той самой стране, горячо любимой, за интересы которой он отдаёт свои силы вот уже 55 лет. Он выходит бодрый и по домашнему, скромно одетый и возможно хочет сказать о том, что его не так поняли и даже начали не правильно цитировать в газетах.

И вдруг..."БАСТА ! Хватит... Пой "проповедник".. Пой или иди домой!" слышится из зала.

Я не верю своим ушам. Всматриваюсь в лицо растерянного на тот момент человека. Его глаза! Сколько же в них глубины, добра, света и какой то вселенской печали. Меня, как художника, всегда впечатляли его глаза. Не может человек имеющий такой взгляд иметь плохие мысли или носить ненависть в душе. Он не ожидал такого исхода. Ведь как не крути он сделал свою работу, именно то, что они же все всегда от него ждали. Не мог Челентано остаться Челентано не взбудоражив всех, хоть не на долго. Не заставив их немного очнуться, отключиться от рутины повседневности и хотя бы задуматься не надолго о чём то более важном.

"Я хотел говорить с теми 16 миллионами людей, которые смотрят меня - о Рае... о том, что мы рождены для ЖИЗНИ, а не смерти. Я хотел бы что бы священники прекратили говорить о грехе и наказании, а наконец говорили с нами о Надежде! Я не хочу пересаживаться в скоростной поезд нашей сумасшедшей жизни, а иметь возможность ехать тихо в спальном вагоне, которые хотят отменить, и любоваться из окна красотой своей страны.. Разве это много, иметь возможность жить не спеша? "Его не услышали... не захотели! Как же больно должно было быть этому легендарному основателю итальянского рока, этой живой легенде наших дней, этому пожилому человеку в конце концов, который пытался говорить под свист своих соотечественников.

Нет пророка в своём отечестве! Воистину так! Мы наблюдаем это в очередной раз. И мне в принципе уже не важно знать подстроено ли это самими организаторами РАИ, которые сидят в первом ряду с окаменевшими лицами, было ли это спонтанной реакцией, отдельных нетерпеливых, на его проповедь - в любом случае это были люди.. итальянцы, которые привыкли к этому человеку с детства, которые имеют его всегда, как данность, которые говорят с ним на одном языке и которые думают, что он будет ВСЕГДА, ещё ни раз порадует всех своими шутками, песнями о любви, балладами, блюзами, комедиями, шоу, передачами, публикациями, скандалами, книгами и прочее и прочее, что они привыкли получать и на чём всегда стоял знак качества - ЧЕЛЕНТАНО!

Послесловие...

19 февраля у нас в Германии тоже идёт снег, как в Сан-Ремо. Большой, крупный, пушистый, только немецкий. Я иду привычной дорогой в местную церковь, в которую хожу вот уже 17 лет. Это, кстати тоже его заслуга, этого не спокойного итальянца. Однажды прочитав в его книге "Рай это белый конь, который никогда не устаёт " его сожаление о том, что люди не ходят на мессу, не потому что месс мало или идут они не в подходящее время, а потому что им просто лень. Я подумала, что он чертовски прав и он то наверняка ходит на них часто в своём городке Галбьяте и стала ходить на мессу, как только возможно, за компанию. От этого наверное стала чуть чище и добрее, не повредило это мне уж точно.

Адриано Челентано в Сан-Ремо 2012

Я вспомнила слова сказанные накануне о том, что он не слышит слов священников в церкви и что они говорят всегда тихо, мне подумалось, что не это он имел ввиду. В церкви всегда много места, она никогда не бывает переполненной и если кому то не слышно всегда есть возможность поменять место ближе к кафедре. Он хотел сказать, что священники часто бубнят себе под нос не заботясь о том, слышат ли его прихожане. Их мессы так же бывают скучны, как прошедший фестиваль, который навсегда канул для меня в лета.

Возможно нужны ещё годы когда пройдёт много лет и когда о нём напишут ещё 100 книг и людям станет понятно то, что он говорил. Обычно таланты умирают молодыми и им приписывают гениальность после смерти. Здесь человек умудрился прожить долгую и честную жизнь, открытую и не запачканную аморальностью. Он познал истину и силу нравственного сопротивления уродству этого мира. Он показал мне прекрасную и трогательную историю Любви двух человек, не надоевших друг другу почти 50 лет, он много лет сопровождал меня в моих победах и неудачах, говоря со мной языком своей музыки и подмигивая с экрана неизменным чувством, не иссекаемого оптимизма... он рассказал мне о том, что Рай - это белый конь и я благодарна ему за этот чудесный образ... Спасибо тебе, Адриано!

 

Irina Veit (aka Maxitina). Германия.


Использование и копирование материалов сайта
разрешается только с обязательной ссылкой на Celentano.RU,
с указанием авторства статей и переводов.