«Дух строптивца»

По материалам зарубежной прессы. Паула Озола (Paula Ozola). Латвийский журнал «Легенды» («Leģendas»), март 2014 (81).

Legendas, 2014 год.

Автор перевода с латышского Маргарита Ульянова.

 

 

Адриано Челентано никогда не считал себя, представителем высшего общества и не забывал, откуда вышел. Ему принадлежит мужской шарм, который, как и раньше, обращается к нам с помощью музыки, потому что сниматься в кино Челентано больше не хочет.

 

 

 

Персональный код

Семья Челентано покинула родную Апулию и переехала в Милан вместе с четырьмя детьми – сыном Алессандро и дочерьми Розой, Марией и Адрианой. Радость от немного лучших условий жизни в большом городе затмила трагедия – Адриана, младшая дочурка, заболела лейкемией и умерла. Прошли многие годы, и Джудита Челентано, которая не выносила врачей, поняла, что всё таки надо будет посетить врача, потому что чувствует себя нездоровой. Врач сообщил сорокачетырёхлетней женщине радостную и удивительную новость: она в положении. Мальчика, который появился на свет 6 января 1938 года, назвали в честь умершей сестры – Адриано. Джудита считала, что он отличается от других членов семьи одной особенностью – неумением петь.

Семья Челентано жила бедно. Мать была швеёй, а отец – продавцом. В 1951 году глава семьи Челентано умер, и Джудита с четырьмя детьми оказалась в трудной ситуации. Адриано не любил учиться, ему больше нравилось нервировать учителей, потому что тогда он был в центре внимания. Педагоги основано сомневались, сможет ли он окончить школу. Юный Челентано и в самом деле после пятого класса бросил учёбу и начал работать. Он постоянно менял работы, пробовал быть кровельщиком, точильщиком и ещё многие профессии. Но опасения Джудиты, что сын станет настоящим уличным мальчишкой, не сбылись. Спасение пришло неожиданно в лице дяди – он устроил Адриано на работу в свою часовую мастерскую. Выяснилось, что мальчику очень нравится возиться с мелкими механизмами, и через какое то время из него вышел очень хороший часовой мастер.

Эффект Элвиса

Адриано не противился бытующему в семье мнению, что у него в отличие от других, которые с большим удовольствием пели народные песни, но оно поменялось, когда молодой итальянец открыл Элвиса Пресли и американскую попмузыку. Челентано научился играть на гитаре и часами бренчал, пытаясь изображать своих идолов. Выходило неплохо – дядя, услышав это, разрешил подмастерью устроить небольшой концерт в мастерской. Публике понравилось, но выступление Адриано особенно понравилось одному соседу, который рекомендовал парня своему знакомому, организующему концерты. Адриано выступил на празднике урожая, после его просили музицировать на свадьбах, последовали концерты в клубах и приглашение вместе с организованной группой Рок Бойс принять участие в конкурсе молодых талантов. Адриано был счастлив, чего нельзя было сказать о его матери. Джудита боялась, что сын собьётся с пути и станет участником варьете, а они казались женщине самыми ужасными грешниками. Позже, когда Адриано Челентано уже был заслуженным певцом всей Италии, Джудита в каком то интервью призналась, что тогда регулярно награждала сына оплеухами – даже тогда, когда он аккуратно приносил домой деньги, заработанные за выступления.

Legendas, 2014 год.

В 1957 году в Италии прошёл, широко освещённый масс - медиа, первый фестиваль рок-н-ролла, в котором участвовал и Челентано. Он в день выступления заболел гриппом, но назло высокой температуре и ознобу, поднялся на сцену. Вместе с группой Адриано пел песню собственного сочинения «Ciao ti diro» («Я скажу тебе «чао») и, как оказалось, попал в десятку. На следующий день он буквально проснулся знаменитым – у дверей певца ждала толпа поклонников, каждый хотел стукнуть его по плечу и оплатить какой нибудь напиток в ближайшем баре. И главное – Джудита больше не встречала сына традиционной оплеухой. Видя успехи сына, она наконец смирилась с мыслью, что Адриано будет певцом. Спустя год после первых успехов Адриано победил на фестивале лёгкой музыки в Анконе с песней «Il tuo bacio come un’ rock» («Твой поцелуй, как рок»), и не пришлось долго ждать до первого предложения записать альбом, которое изъявила фирма Jolly. Только что заключившего договор юношу призвали в армию, правда, руководство относилось к певцу с пониманием и разрешало ему иногда уходить в самоволку, чтобы выступать. В 1961 году разрешение Челентано выступать на фестивале Санремо подписал сам министр внутренних дел Джулио Андреотти. Адриано с песней «24000 baci» занял второе место – песня была великолепная, но выступление рассердило жюри. Адриано решил, что будет новатором и споёт, повернувшись спиной к публике. Песня заняла первые места в числе популярнейших произведений. В том же году Адриано расторг договор с Jolly и основал свою компанию звукозаписи, которую назвал в чисто сицилианском духе CLAN CELENTANO. Вначале её деятельность была неудачной, Челентано не мог покрыть расходы, и по Милану поползли слухи, что певец обанкротился. Но был продан миллион экземпляров первой же выпущенной этой компанией пластинки Челентано, и Адриано смог рассчитаться с кредиторами.

Но напряжение оказалось большим. Адриано попал в больницу, его мучила бессонница и приступы паники. Он боялся выйти из дома, боялся темноты и на всю жизнь заработал страх перед полётами. Симптомы досаждали молодому музыканту длинные два года, но он не отступился от задуманного, понимая, что за исполнение мечты часто надо платить высокую цену.

Мгновение у Феллини

Клан Челентано, где работали многие родственники Челентано, стал в огромном темпе выпускать пластинки и делать видеоклипы с его музыкой, и следовательно выросли требования.

В 1966 году Челентано опять принял участие в фестивале Санремо с песней «Il ragazzo della via Gluck» («Парень с улицы Глюка»). Он пел о себе, потому что дом семьи Челентано в Милане находился на улице, названной в честь композитора опер классического периода Кристофа Вилибальда Глюка. Песня на конкурсе не получила наград, но стала безумно популярной и даже была переведена на 22 языка. Похожий сценарий случился и с песней «Canzone» («Песня»), которая заняла в Санремо третье место, а в музыкальных топах – первое.

Одна из популярнейших песен, спетых Адриано Челентано, «Azzurro»(«Лазурный»), появилась в 1968 году, но её автором не был он сам. В Италии она настолько популярна, что футбольные фанаты выбрали её своим гимном ещё в 2006 году.

Челентано ковал железо популярности, пока горячо, - параллельно с пением он делал телевизионную программу, во время которой приобрёл уважаемый статус и в которой принимали участие Эрос Рамадзотти, Девид Боуи, Жерар Депардье и другие знаменитости. Следующим шагом были съёмки в кино. Карьера Челентано в кино так же удачна, как в музыке – он снялся в 41 фильме, в четырёх из которых сам был режиссёром. Впервые Челентано появился в кино в 1959 году в фильме «Ребята и музыкальный автомат», но намного более интересной была следующая эпизодическая роль в «Сладкой жизни» Федерико Феллини. Возможно, многие, кто многократно пересматривают эту классическую работу, не заметили, что юноша в эпизоде, поющий рок-н-ролл, с которым танцует Анита Экберг, и есть Адриано Челентано.

Маркетинг Клаудии

На съёмочной площадке ленты «Странный тип» Челентано встретил будущую подругу жизни – актриса Клаудиу Мори, которой на тот момент было 17 лет. Их роман развивался стремительно, и пара быстро пришла к алтарю. Свадьба была совсем тихой – возможно потому, что невеста была в положении. Оказалось, что у Клаудии хватка в бизнесе – она стала устраивать мужу акции маркетинга и занималась его имиджем. Именно Клаудиа убедила Челентано. Что ему надо одеваться как можно вызывающе. Рубашка с расстёгнутыми верхними пуговицами, чтобы можно было видеть висевший золотой крест, до сих пор фирменный знак Челентано. Молодая семья жила тихо и не стремилась светиться в прессе, но Клаудиа осознанно время от времени организовывала какую-нибудь «акцию», чтобы опять вызвать интерес публики к Адриано, - то он вдруг начал танцевать в центре Рима, почти остановив движение, то улёгся на рельсы и поднялся только за мгновение до приближения поезда.

В 1969 году в кино карьере Челентано произошёл поворот – первая серьёзная роль в фильме «Серафино», где рассказано о простом деревенском парне с добрым сердцем. После этой ленты итальянец почти каждый год снимался в каком-либо фильме, имея успех и признание, как актёр. Самый популярный фильм с участием Адриано Челентано - это «Укрощение строптивого», вышедший на экраны в 1980 году. Его партнёршей в этом фильме была Орнелла Мути, и они вместе через год снялись так же в комедии «Безумно влюблённый». То, что название фильма отображает реальную ситуацию, и у Адриано был роман с Орнеллой, не показалось комичным Клаудии. Это был не первый шаг Челентано налево, но самый серьёзный и грозящий разрушить семью, - однако в конце концов он вернулся к Клаудии и трём детям. О бывших семейных проблемах Челентано не говорит. Известно только, что с годами у него появилось желание, чтобы жена всегда была рядом. Клаудиа однажды сказала прессе: человек, осознавший свои недостатки, может принять и недостатки других. Самой откровенной была дочь челентано Розалинда, которая рассказала: семья, которую создали её родители, включала только двух людей, и Адриано – это настоящий ребёнок Клаудии.

Legendas, 2014 год.

Берлускони, лошади и часы

Кино было только увлечением, главное в жизни Челентано – это музыка. В семидесятые годы он был одним из популярнейших певцов Италии и выпустил много альбомов. В 1979 году вышел «Соли», создавая который, Челентано впервые сотрудничал с композитором и певцом Тото Кутуньо. Союз оказался удачным, и оба известных итальянца после этого создали ещё один успешный альбом. Позже плодотворное сотрудничество прервалось, но Челентано и Кутуньо остались хорошими друзьями. Всего Кутуньо написал для Челентано тринадцать песен.

В конце восьмидесятых и начале девяностых Адриано Челентано музыкально «притих», но в 1991 году вышел очередной альбом, в котором бэквокалистами были все трое детей Адриано – сын Джакомо и дочери Розита и Розалинда. Выход этого альбома совпадает со временем, когда Челентано решил полностью отказаться от съёмок в кино и дальше обращаться только к музыке.

Все изданные до этого альбомы Челентано имели успех – может быть потому, что он регулярно сотрудничал с различными музыкантами. Одной из интереснейших совместных работ, которые у него когда либо были, возможно является реализованный проект 2004 года вместе с кабовердинской певицей Сезарией Эворой. Они спели песню Челентано «Парень с улицы Глюка» в ритмах Кабоверде. Позже Адриано рассказывал прессе: я всегда слушал музыку Эворы, которая хранит дух культуры Кабоверде. Уговорить Эвору Челентано помогла Клаудиа. Когда Сезария послушала песню, которую Челентано намеревался спеть с ней, кабовердийка с удовольствием согласилась участвовать в записи.

Челентано никогда не стыдился своей простоты и взглядов. В 2012 году он после многолетнего перерыва согласился выступить на фестивале Санремо. Участие музыканта не было утверждено до последней минуты, потому что его организовала компания РАИ, на которую большое влияние имеет бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Челентано никогда не скрывал антипатии к Берлускони. Но, зная, что появление популярного певца на сцене станет гвоздём программы, компания в конце концов согласилась на его участие. В течение долгих пятидесяти минут выступления Челентано оправдал опасения Берлускони – он говорил про европейский кризис, проблемы католической церкви, цензуру телекомпании РАИ и на другие важные для Италии темы. Челентано, конечно же, также пел, но широкий резонанс в масс медиа в этот раз вызвало им сказанное, а не спетое.

Адриано Челентано и сейчас, в семидесяти шестилетнем возрасте, продолжает писать музыку, но политики его побаиваются, хотя времена Берлускони уже прошли. Певец вместе с семьёй живёт в шикарном доме, рядом с которым есть бассейн, футбольное поле, теннисные корты и манеж с лошадьми. В подвале находится часовая мастерская, потому что Челентано по прежнему любит работать с мелкими механизмами – также, как тогда во времена улицы Глюка. Правда, рядом с мастерской устроена музыкальная студия звукозаписи.

 

Автор перевода с латышского Маргарита Ульянова.

Постеры из журнала с комментариями.

Использование и копирование материалов сайта
разрешается только с обязательной ссылкой на Celentano.RU,
с указанием авторства статей и переводов.